Натуральные пигменты
12.02.2013
Натуральные пигменты - это красящий порошок, являющийся основой для производства всех видов красок на различных связующих. Акриловые и масляные краски, гуашь и акварель - все они состоят из пигментов.
В иконописи традиционно принято использовать пигмент в чистом виде и замешивать его на яичном желтке, который играет роль превосходного и долговечного клея. Однако мы часто слышим, что иконы пишут натуральными пигментами, но какие именно пигменты можно назвать натуральными? Сегодня все порошковые краски в чистом виде называют "натуральными пигментами", но слово натуральный немного вводит в заблуждение, ведь оно ассоциируется с такими понятиями как естественный, природный, неискусственный. Но когда мы видим банку с пигментом ядовито розового цвета, мы понимаем, что в природе таких оттенков не бывает, однако все равно называется «натуральным пигментом».
Итак, разграничим понятия.
Натуральные пигменты сегодня обозначает порошковый краситель в чистом виде, вне зависимости от его происхождения. Натуральные пигменты можно разделить на две группы: ПРОИРОДНЫЕ и СИНТЕТИЧЕСКИЕ.
ПРИРОДНЫЕ ПИГМЕНТЫ
- это пигменты, полученные из природных материалов естественным путем. То есть человек не вмешивался в процесс, не производил никаких химических реакций. Природные пигменты следует разделить на две разновидности: ЗЕМЛИ и МИНЕРАЛЫ.
К ЗЕМЛЯМ относят различные глины - охры, умбры и сиены. Причем оттенков, например, у одной охры светлой может быть великое множество, даже из одного месторождения цвет может варьироваться. И поэтому не удивительно, что у производителя в одной партии красок может быть немного разный оттенок. Земляные краски составляют основу иконописного колорита. Это спокойные желто-коричневые оттенки, которые создают образ способствующий молитве, а не отвлекающий ярко кричащими цветами. Ведь икона служит для молитвы человека к Богу, а не самовыражением художника иконописца.
Перечислим цвета и наименования красок:
ЖЕЛТЫЕ – охра, охра светлая, охра светло-желтая, охра французская
ОРАНЖЕВЫЕ – сиена натуральная, сиена сибирская, уральская, охра золотистая
КРАСНЫЕ – охра красная, сиена жженая
ЗЕЛЕНЫЕ – охра санкирная, умбра натуральная
КОРИЧНЕВЫЕ – умбра, умбра жженая, умбра жженая башкирская
МИНЕРАЛЬНЫЕ ПИГМЕНТЫ
- это камни, зачастую полудрагоценные, которые при перетирании дают краситель. Минеральные краски отличаются своей стойкостью в цвете. Краски получаются яркие и насыщенные.
К минеральным краскам относят следующие краски:
ЖЕЛТЫЕ – аурипигмент, ярозит
ОРАНЖЕВЫЕ – реальгар, крокоит
КРАСНЫЕ – киноварь, гематит
ЗЕЛЕНЫЕ – глауконит, селадонит, волконскоит, малахит, диоптаз
СИНИЕ – азурит, лазурит, рибекит, вивианит
ЧЕРНЫЕ – шунгит, магнетит
. Перечислим распространенные синтетические пигменты:
ЖЕЛТЫЕ – кадмий желтый, крон желтый
ОРАНЖЕВЫЕ – сурик свинцовый
КРАСНЫЕ – кадмий красный
ЗЕЛЕНЫЕ – изумрудная зелень, окись хрома
СИНИЕ – ультрамарин, кобальт синий
Всегда при использовании природного или синтетического пигмента следует помнить о его свойствах. Так как многие пигменты вступают в реакцию друг с другом (например, киноварь со свинцовыми белилами чернеет), другие ядовиты (аурипигмент содержит мышьяк), другие не стойкие и имеют тенденцию менять цвет (к примеру, вивианит зеленеет).
Private Master